Авторская программа кинооператора
Александра Носовского


ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СВЕТА

Авторский курс для фотографов, видеографов, кинооператоров начинающего уровня а также всех, кто интересуется освещением как средством художественного творчества

Часть I
СВЕТ И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ


1. История света. Живопись Фотография Кино
Природа естественных световых эффектов, искусственные эффекты света на конкретных примерах, заявленных в репродукциях живописи, фотографиях, фрагментах кино. Понятия о стиле освещения, традициях в истории использования художественного света, история вопроса.

Свет в живописи

Ян Ван Эйк Чета Арнольфини  Первое изображение светотени
Леонардо да Винчи  Сфумато, Воздушная перспектива
Вермеер Дельфтский  Свет от окна
Питер де Хох  Свет в интерьере
Караваджо Чиароскуро
Жорж де Латур  Свет от свечи
Импрессионисты Солнце
Редон  Мистический свет
Кирико  Световая графика
Эдвард Хоппер Свет 20-го столетия

Свет в фотографии

Надар, Эвард Стейхен, Ансел Адамс, Питер Хорст, Йозеф Судек, Картье Брессон, Гарри Калахан, Алекс Уэбб, Трент Парке.


Свет в кино

Натуральные световые эффекты
- «Под сенью небес» 1990 г. - оператор Витторио Стораро
Свет в интерьере
- «Мои черничные ночи» 2007 г. - оператор Дариус Хонджи
Свет в павильоне
- «Сладкая жизнь» 1960 г. - оператор Отелло Мартелли
- «Я Куба» 1964 г. - оператор Сергей Урусевский


2. Некоторые практические понятия теории художественного освещения

Свет в композиции изображения

  1. Объемный свет и плоский
  2. Тональная перспектива
  3. Светлая, темная тональность кадра
  4. Направление света
  5. Манипуляции со светом (несколько примеров: АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ, НОЧЬ ПРИ ПЕЧАТИ, МОЛНИЯ, ДОЖДЛИВАЯ НОЧЬ)
  6. Применение накамерных фильтров
Примеры из фотографии и кино.
Ответы на конкретные вопросы.


3. Специфика использования эффектов света в кино

Обсуждение практических приемов работы со светом:

  1. На натуре (вопросы подсветки)
  2. В интерьере (принципы использования естественной и искусственной подсветки)
  3. В павильоне (некоторые принципы из личного опыта)

Обсуждение практических приемов постановки света в игровом кино:

  1. Свет «на актера»
  2. Свет «на сцену»
  3. Свет «универсальный»

Просмотр и комментарии 5-ти минутных авторских шоурилов:

  1. Костюмное кино - х.ф. «Вино из одуванчиков»
  2. Военное кино – х.ф. «Время собирать камни»
  3. Современное кино - х.ф. «Нулевой километр»


4. Создание световой истории в кинопавильоне от замысла фильма до показа

  1. Подготовка
  2. Съемка
  3. Работа с мастером фильма
  4. Кинопавильон со всеми подробностями (от проб света до цветокоррекции)
  5. Слайд шоу на примере фильма «Игра в бридж»

Практическая часть

5. Типы источников освещения:

Жесткий свет

Мягкий свет

Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения
- Количество источников света на площадке, принципы их взаимодействия (схемы света: от одного прибора до сложных схем)

Принципы постановки света в натюрморте, прикладной съемке, рекламном пекшоте
- Поиск света
- Демонстрационная съемка предметов

Принципы постановки света на портрет
- Практическая съемка в студийных условиях. (грим, костюм как часть съемочного процесса)
- Главная задача: поиск направления света на крупном плане, поиск эффекта света в кадре, работа с фоном, эксперименты с тональностью, создание светом глубины кадра и т.д.


Часть II
УВИДЕТЬ СВЕТ


1. Свет как элемент композиции кадра
Несколько постулатов из теории композиции

Свет и цвет (на примере живописи, фотографии и кино – единство и отличие)

  1. Цвет в пленочном изображении и цифровом
  2. Принцип цветовой тональности
  3. Принцип цветового контраста
  4. Свет, цвет и натура
  5. Свет, цвет и интерьер, павильон
  6. Свет, цвет, погода и Время суток
  7. Свет, цвет и пеография

Особенности использования источников холодного и теплого света

  1. Цвет люминесцентного света
  2. Неон
  3. Художественное использование
  4. Использование светофильтров для работы с цветом

Свет и контраст

  1. Натура
  2. Особенности съемки в условиях сильного и условиях слабого контраста света (солнечный свет, съемка в горах, туман и т.д.)
  3. Павильон
  4. Интерьер
  5. Соотношение света и тени

Свет и экспонометрия

  1. Элементарные принципы на классических примерах
  2. Логика точечного замера света
  3. Экспонометрия освещения относительно пленочного и относительно цифрового изображения…

Свет и оптика

  1. Светосила, ее значение, использование в художественных целях
  2. Фокусное расстояние оптимальное для съемки тех или иных эффектов света

Свет и движение

  1. Движение света внутри кадра
  2. Свет при съемке в движении
  3. Практические примеры съемки фото и кино в машине, поезде, катере, самолете, дельтаплане…

Световая интрига

  1. Примеры из художественного кино

Рекламный свет

  1. Свет в фото и кинорекламе
  2. Особенности постановки света при использовании света в хромакейном павильоне
  3. Рекламное, корпоративное кино

Свет в документальном жанре

  1. Особенности съемки при естественных источниках освещения

Свет в игровом кино

  1. 100 фотографий рабочих моментов со съемочных площадок с подробными комментариями и объяснениями творческих и технологических нюансов постановки искусственного освещения в самых разных условиях съемки


Практическая часть

2. Демонстрация и использование на практике профессионального осветительного оборудования

Типы источников освещения:

  • Жесткий свет
    Приборы с линзой Френеля, приборы типа Парлайт, с оптической линзой типа Дедолайт

  • Мягкий свет
    Софт-бокс, Химера, Октодом, Кинофло, Лайтпанель и т.д.

Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения:

  1. Демонстрационная постановка света на актерской сцене на 2-х человек (проекция с камеры на большой экран)
    - Поиск направления света и его рисунка на крупном плане и на актерской сцене
    - Поиск световой тональности изображения (контраст, глубина светотени)
    - Поиск художественного эффекта света
    - Поиск стиля света в изображении
  2. Практическое применение экспонометра и колорметра на съемочной площадке.
  3. Примеры постановки света на статичных сценах и на сценах с движением актеров
    (2-3 варианта схем освещения одной и той же сцены.)
  4. Показательная съемка профессиональной камерой актерских сцен
  5. Просмотр отснятого материала на экране, обсуждение, ответы на вопросы