ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СВЕТА
Авторский курс для фотографов, видеографов, кинооператоров и режиссеров
(4дня по 8 часов)
ЧАСТЬ I
СВЕТ И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ
Теория и практика
День первый
1. История света.
Природа естественных световых эффектов, искусственные эффекты света на конкретных примерах, заявленных в репродукциях живописи, фотографиях, фрагментах кино.
Понятия о стиле освещения, традициях в истории использования художественного света, история вопроса.
Вопросы прикладного, практическое применения исторического художественного опыта, опыта фотографии и кинематографа.
Свет в живописи
Свет в фотографии
Свет в кино
- натурные световые эффекты
- свет в интерьере
- свет в павильоне
2. Специфика использования эффектов света
Свет и жанр съемки
Натюрморт, Портрет, Пейзаж, Репортаж
Обсуждение практических приемов работы со светом:
- на натуре (вопросы подсветки)
- в интерьере (принципы использования естественной и искусственной подсветки)
- в павильоне (некоторые принципы из личного опыта)
Обсуждение практических приемов постановки света в игровом кино
- свет «на актера»
- свет «на сцену»
- свет «универсальный»
Оптические светофильтры на камере, необходимость и некоторые принципы
Спецэффекты и свет: дым, дождь, снег и т. д.
Обсуждение схем света, принципов освещения и ответы на вопросы слушателей, после просмотра киноматериалов по игровым проектам и рекламным роликам.
День второй
3. Практическая часть
-Типы источников освещения:
ЖЕСТКИЙ СВЕТ - Приборы с линзой Френеля, приборы типа Парлайт, с оптической линзой типа Дедолайт
МЯГКИЙ СВЕТ - Софтбокс, Химера, Октодом, Кинофло, Лайтпанель и т.д.
Использование отражателей и фрост-рам.
Принципы взаимодействия жесткого и мягкого освещения:
- Количество источников света на площадке, принципы их взаимодействия
(схемы света: от одного прибора до сложных схем)
- Принцип формирования списка света для съемки
- Поиск света
- Принципы постановки света на портрет. Практическая съемка в студийных условиях.
- Грим, костюм, как часть съемочного процесса.
- Главная задача - поиск направления света на крупном плане, поиск эффекта света в кадре, работа с фоном, эксперименты с тональностью, создание светом глубины кадра и т.д. Создание светового стиля
Практическая съемка: одно лицо – пять разных эффектов света.
Съемка актрисы и демонстрация возможностей разных эффектов света для создания портрета.
Изучение и использование осветительных приборов разных типов.
Обсуждение, ответы на вопросы слушателей
ЧАСТЬ II
УВИДЕТЬ СВЕТ
Теория и практика
День третий
Свет как элемент композиции кадра
(несколько постулатов из теории композиции и примеры практического использования)
Объемный свет и плоский
Тональная перспектива.
Светлая, темная тональность кадра
Направление света и зависимость от этого композиции кадра
Свет и цвет
(некоторые принципы практического применения)
Цвет в пленочном изображении и цифровом
Принцип цветовой тональности
Принцип цветового контраста
Особенности использования источников холодного света и источников теплого света
Цвет люминесцентного света. Неон. Художественное использование
Использование светофильтров для работы с цветом
Свет и контраст
Натура. Особенности съемки в условиях сильного и условиях слабого контраста света
(солнечный свет, съемка в горах, туман и т. д.)
Павильон. Интерьер. Соотношение света и тени.
Свет и экспонометрия
Экспонометрия как художественное средство.
Динамический диапазон камеры и свет. (Элементарные принципы на классических примерах).
Экспонометрия освещения относительно пленочного и относительно цифрового изображения.
Логика точечного замера света.
Замер по освещенности.
Свет и оптика
Светосила, ее значение, использование в художественных целях.
Фокусное расстояние и эффекты света.
Свет и движение
Движение света внутри кадра
Свет при съемке в движении
Практические примеры съемки фото и кино в машине, поезде, катере, самолете, дельтаплане.
Рекламный свет
Свет в фото и кинорекламе.
Некоторые принципы и особенности постановки света в хромакейном павильоне
Рекламное, корпоративное кино
Свет в телевизионном и художественном кино
Создание световой истории в павильоне.
От замысла фильма до показа. (Подготовка, съемка, павильон со всеми подробностями).
От проб света до цветокоррекции.
Обсуждение материалов по фильмам: «Вино из одуванчиков», «Хайвей»
«Танцуй со мной», «Не чужие» и т. д.
День четвертый
Практическая часть на импровизированной съемочной площадке.
Демонстрация и использование на практике профессионального осветительного оборудования, краткий обзор развития современного киноосвещения
Демонстрационная постановка света на актерской сцене из 2х человек.
(проекция с камеры на большой экран)
1. Поиск направления света и его рисунка на крупном плане и в актерской мизансцене на несколько человек
2. Некоторые принципы построения световых схем.
3. Поиск световой тональности изображения (контраст, глубина светотени).
4. Поиск художественного эффекта света.
5. Поиск стиля света в изображении.
6. Создание световой атмосферы.
Технический контроль
Практическое применение экспонометра на съемочной площадке. Профессиональная камера на съемочной площадке. Установки для работы в условиях павильонного освещения.
Программа зарегистрирована в агентстве авторских прав и активно используется с 2010 года.